Society for Neurosciece пару месяцев назад провели мастер-класс про то, как учёному рассказывать о своих исследованиях не учёным. А именно — про формат elevator pitch, "речь в лифте". Он появился в бизнес-среде и предполагает краткий (не больше минуты — как раз столько, сколько едет лифт) и доходчивый (чтобы опаздывающий на совещание инвестор смог проникнуться идеей) рассказ о своём деле. Многие хотя бы раз сталкивались с задачей "быстро и понятно рассказать о большом и непонятном", поэтому вот краткий пересказ правил составления хорошей elevator pitch (EP) от членов SfN.
Цели, для которых подходит EP: создать запоминающееся и позитивное впечатление; донести идею до коллеги; пригласить к дальнейшей коммуникации или сотрудничеству. Хорошая EP должна быть:
- короткой;
- разносторонней, то есть иметь возможность оперативной подстройки под аудиторию;
- гибкой, пригодной для использования практически во всех областях, от публичных выступлений до частной беседы.
EP состоит из трёх основных элементов: вступления, рассказа об исследовании и рассказа о том, что это означает для аудитории. В этих частях должны содержаться ответы на вопросы о том, кто вы такой, что делаете и почему это должно заботить слушателей.
- Вступление. Должно быть очень коротким — буквально одно предложение с именем, должностью и названием организации. Но важно понимать, что даже в этой части речи некоторым слушателям не всё может быть понятно: например, название должности может быть неинформативным или организация — незнакомой. В таком случае это нужно кратко пояснить.
- Исследуемая проблема. Во второй части нужно сфокусироваться на своём исследовании. Рассказ должен содержать самую основную информацию: какова проблема; какие потенциальные решения и интересные вопросы поднимает исследование; какая у этого польза для человека и/или общества. В этой части лучше уложиться в 75 слов — иногда этого может быть многовато, но рассказ в любом случае должен описывать проблему, решение и адресата.
- Важность исследования для слушателей. По сути, это ответ на вопрос: "И что?" Последняя часть речи показывает аудитории, почему ей важно знать всё это: каково предполагаемое влияние исследования; почему это важно и интересно для не учёных; как оно может улучшить повседневную жизнь людей — ответы на эти вопросы будут зависеть от того, перед кем выступаете. Эта часть должна занимать меньше 50 слов.
Ещё есть несколько правил:
- избегать жаргонизмов и стараться говорить максимально просто. Например, в речи об изучении нейронов не должно быть упоминаний аксонов, дендритов, синапсов, глии и т.д. — лучше говорить о клетках мозга. Чтобы найти простые объяснения можно пользоваться научно-популярными сайтами типа brainfacts.org и researchamerica.org;
- фокусироваться на общей картине, без чрезмерной детализации частных моментов, но при этом "не растекаясь мыслью по древу";
- говорить о том, что в исследовании может вызвать интерес у аудитории. Это могут быть какие-нибудь необычные факты об исследовании;
- помнить о своей аудитории: сложность рассказа должна соответствовать уровню слушателей — можно проверить их бэкграунд заранее и ответить себе на вопросы: знает ли меня аудитория? знакома ли она с таким типом исследований? известны ли ей используемые мной термины? Хорошим вариантом проверки речи может быть её обсуждение с не учёными; рассказывать свою историю, а не свои данные. Также не должно быть описания методов и процесса исследования - интересующиеся спросят, а остальным это скучно;
- не скромничать — это уместно на конференции с коллегами, но не с широкой аудиторией;
- не бояться обещаний: полезно рассказывать о своих далеко идущих планах и как идёт ваша работа - на что тратятся деньги, как организован процесс и т.д.
После написания речи нужно просмотреть её ещё раз (лучше через несколько часов или на другой день) и убедиться, что в ней:
- есть "take home message" — то, что бы вы хотели, чтобы аудитория запомнила;
- нет жаргонизмов и сложных терминов;
- фокус на общей картине;
- есть все три части;
- не больше 200 слов.
Финальный вариант речи должен по времени занимать не больше минуты, а лучше - 30 секунд. Составить такую речь иногда бывает довольно сложно, поэтому лучше записать её и потренироваться в произнесении. От себя добавлю: лучше перед зеркалом, а если знаете, что у вас есть какие-то особенности речи, вроде слов-паразитов или пауз, то имеет смысл записать на диктофон (хотя бы и телефонный) и послушать — это всё помогает взглянуть на себя “со стороны” и исправить огрехи, о которых вы могли не подозревать.
Два примера хороших и проверенных опытом EP есть в мастер-классе: http://www.sfn.org/Advocacy/Neuroscience-Funding/Advocacy-Webinars/Communicating-Your-Science в части "Putting it AllTogether" (просмотр по частям есть справа на странице).
Комментариев нет:
Отправить комментарий