Страницы

23 августа 2020

Как мы вели бюджет гранта в табличках (и немного про поиск финансирования)

Описание опыта привлечения денег на исследовательские проекты и управления бюджетом гранта в трёх пунктах: структура финансирования исследований, определение финансовых потребностей, управление бюджетом. Плюс подборка полезных ссылок и инструментов.


Где искать финансирование

Источников финансирования исследований довольно много и они отличаются в зависимости от типа исследования. Мне нравится как про это рассказал Сергей Ивашко. Если кратко, то нужно:

  • Определиться, какую задачу решает исследование. Это важно потому, что разные фонды финансируют разные этапы исследования. Например, фундаментальные,   РФФИ и РНФ, а прикладные  ФЦП Исследования и разработки и фонд Бортника.
  • Понять, кто будет рад решению  какая целевая аудитория (для фундаментальных  другие ученые и те, кто будут финансировать последующие прикладные исследования).
  • Понять, какие ресурсы нужны (например, могут быть нужны не деньги, а лаборатория со специализированным оборудованием).
Этапы хорошо видны на инфографике про Этапы развития инноваций, но она только про исследования. Есть ещё всякие стипендии, школы и так далее  внизу в Инструментах и источниках есть несколько ссылок с подборками. Кроме этого:
  • Свои внутренние гранты есть у большинства университетов  информацию о них обычно рассылают научные отделы.
  • Иногда профессиональные сообщества предоставляют тревел-гранты и стипендии  имеет смысл подписаться на их рассылки (правда, иногда они только для членов общества, а значит  платные).
  • Возможно, по проблеме, которую вы решаете, существует частный фонд, финансирующий исследования именно по этой тематике (как, например, The Harry Frank Guggenheim Foundation на исследования насилия и агрессии).

Сколько можно потратить

Первое, о чём надо помнить  нельзя просто так взять и потратить все деньги, которые выделил фонд. Надо вычесть: 
  • Комиссию организации (обычно от 10 до 20 % суммы гранта). Обычно за неё организация предоставляет доступ к помещениям и электронным ресурсам. Последнее особенно важно, потому что в них входят подписки на библиотеки, которые силами одного гранта не оплатить.
  • Иногда страховые выплаты, это почти треть (27,1%). Например, по некоторым грантам открываются ставки и выплачивают деньги как зарплаты, что приводит к появлению обязательств по выплате страховых взносов. Правда зачастую этого можно этого избежать, подробнее в посте про управление финансами грантов РФФИ
  • Все гранты, кроме грантов фондов, перечисленных в Постановление Правительства РФ от 15 июля 2009 г. № 602, облагаются налогом на доходы так что ещё минус 13%.
Итого до половины гранта может уйти на не связанную с самими работами часть. Плюс нужно внимательно читать условия предоставления гранта. Например, в некоторых президентских грантах на зарплаты можно потратить только половину суммы по условиям конкурса (остальное на командировки и закупки), в каких-то  минимум половина должна быть выплачена молодым учёным и так далее. Всё это описано в правилах конкурса и может быть дополнительно пояснено отдельными документами с правилами фонда (например, у РФФИ есть Перечень допускаемых расходов гранта).

Процесс получения денег выглядит примерно так:

Предварительная смета отправляется в фонд вместе с заявкой, если заявка поддержана, то фонд отправляет деньги организации, на базе которой выполняется грант. Эта организация (обычно, университет, в котором работает руководитель, но не обязательно) переправляет их дальше исполнителям или ещё кому-то по поручению исполнителей. При этом сами расходы организация обычно не имеет права контролировать, только проверять, совпадают ли они с отчётной сметой.


Ведение бюджета

После всего этого наступает, как мне кажется, самая сложная часть  как понять когда, сколько и кому платить. Мне нравятся два варианта:
  • Разделить “по людям”. Спросить у каждого из исполнителей о том, что они планируют сделать по гранту (в формате “столько-то экспериментов и статей к такой-то дате”) и сколько хотели бы за это денег. Самый простой вариант, который я видела - равное разделение между всеми участниками, в случае когда планируется относительно равный вклад.
  • Разделить “по содержанию”. Например, планируется 3 статьи и 5 экспериментов, можно всю сумму гранта разделить на эти активности и платить исполнителям соответственно проделанному объёму работ.
Самих вариантов выплат тоже может быть несколько. Например, можно платить фиксированную сумму раз в период, по сути, зарплату. Или делать выплаты реже (от раза в квартал до раза в год) и рассчитываются исходя из вклада участников. Насколько я вижу, первый вариант обычно работает в больших грантах, где люди работают на ставках, а второй в более маленьких, хотя формально ничто не мешает платить “фиксированную” месячную ставку даже из небольшого гранта. Есть ещё вариант с почасовой оплатой, но его реализация в работе по грантам мне не попадалась.

Как бы ни происходили выплаты, их надо, во-первых, запланировать, во-вторых, фиксировать. План бюджета нужен для того, чтобы на всё хватило и его наличие не означает, что он не может поменяться. При планировании бюджета нужно предусмотреть:
  • Остаток на непредвиденные расходы. Например, планировалось пять экспериментов, а в процессе оказалось, что нужен ещё один. Если есть запас, то это не проблема. Если ничего непредвиденного не произошло, тем лучше, можно организовать премию в конце года.
  • Расходы на закупки (если они нужны, конечно). 
  • Расходы на поездки. Иногда на конференцию можно получить тревел-грант, но он зачастую покрывает не все расходы.
  • Расходы на публикации, как минимум на пруфридинг.
  • Основной пункт, конечно, расходы на само исследование, которые могут включать оплату: разработки экспериментальной процедуры, сбор данных, анализ данных, подготовку текста и так далее, в зависимости от конкретного исследования. Обычно всё это составляет зарплату самих исследователей, но для каких-то активностей может понадобиться привлечение третьих сторон.
Фиксировать траты надо для отчёта и для себя. Документы для отчёта по гранту описаны в условиях конкурса или правилах фонда. Для РФФИ, например, достаточно сохранить документы о том, сколько денег выплачено на комиссию организации и сколько переведено каждому исполнителю, всё довольно легко. С реальными тратами немного сложнее, тут таблицы в помощь. У меня хорошо работает что-то вроде такого (сам док тут): 
Жирным помечены автоматические вычисления, зелёным  условное форматирование, которое сверяет итоговые суммы двух таблиц. Если сумма не совпадает с итоговой в таблице слева.

У такой таблицы может быть куча вариантов, в зависимости от вашего процесса. Например, можно считать остатки отдельно по людям или по направлениям работ, или добавить столбцы с расшифровкой расходов и так далее. Конкретно в этой форме мне нравятся две вещи:
  • Мини-суммарная таблица справа  её легко осмыслить, если например надо быстро вспомнить, сколько чего осталось.
  • Столбец с планом. Он позволяет, во-первых, на ходу перепланировать. Например, если доллар поднялся в два раза, а пруфридинг вам всё ещё нужен. Во-вторых, контролировать траты и избежать ситуации отсутствия денег на поездки к концу года.

Инструменты и полезные ссылки

Ссылки на источники финансирования

Теорчасть про финансирование
  • Brown, M. T. (1999). Preparing and Managing Your First Lab Budget: Finance 101 for New Investigators. URL: http://www.sciencemag.org/careers/1999/10/preparing-and-managing-your-first-lab-budget-finance-101-new-investigators.
  • Ивашко, С. (2015). Инструменты и механизмы финансирования научных исследований. Запись выступления: http://www.youtube.com/watch?v=GM_MCzhTnvo 
  • Экспир (2013). Этапы развития инноваций. Источник: https://xpir.ru/map?id=stages 
  • ВШЕ (2018). Финансирование исследований и разработок в России и за рубежом. Выжимки из отчёта: https://issek.hse.ru/news/370442403.html
  • Беглер, А.М. (2017). Удобство управления финансами грантов РФФИ. Ссылка на пост: https://systematizeit.blogspot.com/2017/06/blog-post.html
  • Неплохое описание принципов выбора оплаты, правда безотносительно исследований есть в статье “Битва за трудочасы. Как надо считать зарплату?” https://habr.com/ru/post/285390/
  • Отличный способ расчёта почасовой оплаты описан в разделе “Планирование программного обеспечения малой кровью книги” Джоэла Сполски “Джоэл о программировании” (мне он ещё и помог научиться планировать время, так что рекомендую; да и остальная книга хороша, даже для не программистов): http://russian.joelonsoftware.com/Articles/PainlessSoftwareSchedules.html (сайт теперь лежит, но есть версия в веб архиве). Если кратко, то нужна таблица со столбцами: Свойство (это что-то вроде цели, то, что должно в итоге быть добавлено)  Задача  Приоритет  Начальная оценка (сюда ставится время, которое, ты думаешь вначале, должно хватить)  Текущая оценка (это изменение начальной оценки по ходу выполнения задачи)  Прошло (сколько времени уже потратил)  Осталось (считается автоматически). Всё время  в часах, каждый оценивает его сам для себя, менеджер и руководитель не вмешиваются в процесс. Для гранта можно сделать общую таблицу, тогда ввести столбец с именами людей, может каждый вести индивидуально (и давать доступ руководителю). Можно ввести столбец с зарплатой (тоже автоматически считается), тогда человек сразу будет видеть, сколько он заработал.

Подготовка заявки
Примеры заявок:

Статус: Завершённый, источники добавляются. Текст сделан на основе моего выступления на TCTS GRАДSCHOOL 2020. Презентация выступления: https://osf.io/9j4ae/
Ссылка: 
https://systematizeit.blogspot.com/2020/08/how-grant-money.html
Автор: Алёна Беглер
Дата и обновления: 23 августа 2020
Использование: Этот текст можно распространять, изменять и развивать с указанием ссылки на оригинальный источник (лицензия CC BY 4.0)

Комментариев нет:

Отправить комментарий