Описание опыта привлечения денег на исследовательские проекты и управления бюджетом гранта в трёх пунктах: структура финансирования исследований, определение финансовых потребностей, управление бюджетом. Плюс подборка полезных ссылок и инструментов.
Где искать финансирование
Источников финансирования исследований довольно много и они отличаются в зависимости от типа исследования. Мне нравится как про это рассказал Сергей Ивашко. Если кратко, то нужно:
- Определиться, какую задачу решает исследование. Это важно потому, что разные фонды финансируют разные этапы исследования. Например, фундаментальные, — РФФИ и РНФ, а прикладные — ФЦП Исследования и разработки и фонд Бортника.
- Понять, кто будет рад решению — какая целевая аудитория (для фундаментальных — другие ученые и те, кто будут финансировать последующие прикладные исследования).
- Понять, какие ресурсы нужны (например, могут быть нужны не деньги, а лаборатория со специализированным оборудованием).
Этапы хорошо видны на инфографике про Этапы развития инноваций, но она только про исследования. Есть ещё всякие стипендии, школы и так далее — внизу в Инструментах и источниках есть несколько ссылок с подборками. Кроме этого:
- Свои внутренние гранты есть у большинства университетов — информацию о них обычно рассылают научные отделы.
- Иногда профессиональные сообщества предоставляют тревел-гранты и стипендии — имеет смысл подписаться на их рассылки (правда, иногда они только для членов общества, а значит — платные).
- Возможно, по проблеме, которую вы решаете, существует частный фонд, финансирующий исследования именно по этой тематике (как, например, The Harry Frank Guggenheim Foundation на исследования насилия и агрессии).
Сколько можно потратить
Первое, о чём надо помнить — нельзя просто так взять и потратить все деньги, которые выделил фонд. Надо вычесть:
- Комиссию организации (обычно от 10 до 20 % суммы гранта). Обычно за неё организация предоставляет доступ к помещениям и электронным ресурсам. Последнее особенно важно, потому что в них входят подписки на библиотеки, которые силами одного гранта не оплатить.
- Иногда страховые выплаты, это почти треть (27,1%). Например, по некоторым грантам открываются ставки и выплачивают деньги как зарплаты, что приводит к появлению обязательств по выплате страховых взносов. Правда зачастую этого можно этого избежать, подробнее в посте про управление финансами грантов РФФИ.
- Все гранты, кроме грантов фондов, перечисленных в Постановление Правительства РФ от 15 июля 2009 г. № 602, облагаются налогом на доходы так что ещё минус 13%.
Итого до половины гранта может уйти на не связанную с самими работами часть. Плюс нужно внимательно читать условия предоставления гранта. Например, в некоторых президентских грантах на зарплаты можно потратить только половину суммы по условиям конкурса (остальное на командировки и закупки), в каких-то — минимум половина должна быть выплачена молодым учёным и так далее. Всё это описано в правилах конкурса и может быть дополнительно пояснено отдельными документами с правилами фонда (например, у РФФИ есть Перечень допускаемых расходов гранта).
Процесс получения денег выглядит примерно так:
Предварительная смета отправляется в фонд вместе с заявкой, если заявка поддержана, то фонд отправляет деньги организации, на базе которой выполняется грант. Эта организация (обычно, университет, в котором работает руководитель, но не обязательно) переправляет их дальше исполнителям или ещё кому-то по поручению исполнителей. При этом сами расходы организация обычно не имеет права контролировать, только проверять, совпадают ли они с отчётной сметой.
Ведение бюджета
После всего этого наступает, как мне кажется, самая сложная часть — как понять когда, сколько и кому платить. Мне нравятся два варианта:
- Разделить “по людям”. Спросить у каждого из исполнителей о том, что они планируют сделать по гранту (в формате “столько-то экспериментов и статей к такой-то дате”) и сколько хотели бы за это денег. Самый простой вариант, который я видела - равное разделение между всеми участниками, в случае когда планируется относительно равный вклад.
- Разделить “по содержанию”. Например, планируется 3 статьи и 5 экспериментов, можно всю сумму гранта разделить на эти активности и платить исполнителям соответственно проделанному объёму работ.
Самих вариантов выплат тоже может быть несколько. Например, можно платить фиксированную сумму раз в период, по сути, зарплату. Или делать выплаты реже (от раза в квартал до раза в год) и рассчитываются исходя из вклада участников. Насколько я вижу, первый вариант обычно работает в больших грантах, где люди работают на ставках, а второй в более маленьких, хотя формально ничто не мешает платить “фиксированную” месячную ставку даже из небольшого гранта. Есть ещё вариант с почасовой оплатой, но его реализация в работе по грантам мне не попадалась.
Как бы ни происходили выплаты, их надо, во-первых, запланировать, во-вторых, фиксировать. План бюджета нужен для того, чтобы на всё хватило и его наличие не означает, что он не может поменяться. При планировании бюджета нужно предусмотреть:
- Остаток на непредвиденные расходы. Например, планировалось пять экспериментов, а в процессе оказалось, что нужен ещё один. Если есть запас, то это не проблема. Если ничего непредвиденного не произошло, тем лучше, можно организовать премию в конце года.
- Расходы на закупки (если они нужны, конечно).
- Расходы на поездки. Иногда на конференцию можно получить тревел-грант, но он зачастую покрывает не все расходы.
- Расходы на публикации, как минимум на пруфридинг.
- Основной пункт, конечно, расходы на само исследование, которые могут включать оплату: разработки экспериментальной процедуры, сбор данных, анализ данных, подготовку текста и так далее, в зависимости от конкретного исследования. Обычно всё это составляет зарплату самих исследователей, но для каких-то активностей может понадобиться привлечение третьих сторон.
Фиксировать траты надо для отчёта и для себя. Документы для отчёта по гранту описаны в условиях конкурса или правилах фонда. Для РФФИ, например, достаточно сохранить документы о том, сколько денег выплачено на комиссию организации и сколько переведено каждому исполнителю, всё довольно легко. С реальными тратами немного сложнее, тут таблицы в помощь. У меня хорошо работает что-то вроде такого (сам док тут):
Жирным помечены автоматические вычисления, зелёным — условное форматирование, которое сверяет итоговые суммы двух таблиц. Если сумма не совпадает с итоговой в таблице слева.
У такой таблицы может быть куча вариантов, в зависимости от вашего процесса. Например, можно считать остатки отдельно по людям или по направлениям работ, или добавить столбцы с расшифровкой расходов и так далее. Конкретно в этой форме мне нравятся две вещи:
- Мини-суммарная таблица справа — её легко осмыслить, если например надо быстро вспомнить, сколько чего осталось.
- Столбец с планом. Он позволяет, во-первых, на ходу перепланировать. Например, если доллар поднялся в два раза, а пруфридинг вам всё ещё нужен. Во-вторых, контролировать траты и избежать ситуации отсутствия денег на поездки к концу года.
Инструменты и полезные ссылки
Ссылки на источники финансирования
- Список зарубежных фондов, выдающих гранты российским исследователям, подготовленный Наукометрическим центром НИУ ВШЭ: http://grant.hse.ru/anketa/funds.
- Инфографика по грантам для российских учёных от Экспир: https://xpir.ru/map и их же источники поддержки исследований: https://xpir.ru/finsources?page=1.
- Моя Таблица источников финансирования исследований
- Подборка грантов Менделея: https://www.mendeley.com/research-funding/
- Поисковик по грантам: https://www.grantforward.com/index
- Подборка грантов на research software development: http://www.software.ac.uk/how-fund-research-software-development
- Возможности для финансирования социальных проектов: https://te-st.ru/2016/12/21/where-to-look-for-funding-for-social-projects-in-russia/
Теорчасть про финансирование
- Brown, M. T. (1999). Preparing and Managing Your First Lab Budget: Finance 101 for New Investigators. URL: http://www.sciencemag.org/careers/1999/10/preparing-and-managing-your-first-lab-budget-finance-101-new-investigators.
- Ивашко, С. (2015). Инструменты и механизмы финансирования научных исследований. Запись выступления: http://www.youtube.com/watch?v=GM_MCzhTnvo
- Экспир (2013). Этапы развития инноваций. Источник: https://xpir.ru/map?id=stages
- ВШЕ (2018). Финансирование исследований и разработок в России и за рубежом. Выжимки из отчёта: https://issek.hse.ru/news/370442403.html
- Беглер, А.М. (2017). Удобство управления финансами грантов РФФИ. Ссылка на пост: https://systematizeit.blogspot.com/2017/06/blog-post.html
- Неплохое описание принципов выбора оплаты, правда безотносительно исследований есть в статье “Битва за трудочасы. Как надо считать зарплату?” https://habr.com/ru/post/285390/.
- Отличный способ расчёта почасовой оплаты описан в разделе “Планирование программного обеспечения малой кровью книги” Джоэла Сполски “Джоэл о программировании” (мне он ещё и помог научиться планировать время, так что рекомендую; да и остальная книга хороша, даже для не программистов): http://russian.joelonsoftware.com/Articles/PainlessSoftwareSchedules.html (сайт теперь лежит, но есть версия в веб архиве). Если кратко, то нужна таблица со столбцами: Свойство (это что-то вроде цели, то, что должно в итоге быть добавлено) — Задача — Приоритет — Начальная оценка (сюда ставится время, которое, ты думаешь вначале, должно хватить) — Текущая оценка (это изменение начальной оценки по ходу выполнения задачи) — Прошло (сколько времени уже потратил) — Осталось (считается автоматически). Всё время — в часах, каждый оценивает его сам для себя, менеджер и руководитель не вмешиваются в процесс. Для гранта можно сделать общую таблицу, тогда ввести столбец с именами людей, может каждый вести индивидуально (и давать доступ руководителю). Можно ввести столбец с зарплатой (тоже автоматически считается), тогда человек сразу будет видеть, сколько он заработал.
Подготовка заявки
- Tregoning, J. & Weller, C. (2017). Lab Culture Part 4: Grants 101. URL: https://www.digital-science.com/blog/guest/lab-culture-part-4-grants-101/.
- Красикова, А. (2015). Подготовка успешной заявки на грант. URL: http://postnauka.ru/faq/45261.
- Успешное составление заявок на получение гранта: http://elsevierscience.ru/files/pdf/Grant_proposal_writing.pdf. Советы от Elsevier на одну страницу
- Bishop, D. (2013). Ten things that can sink a grant proposal: Advice for a young psychologist. URL: http://deevybee.blogspot.co.uk/2013/03/ten-things-than-can-sink-grant-proposal.html.
Примеры заявок:
- Open Grants: https://www.ogrants.org. Открыто опубликованные заявки на гранты.
- Grants and Grant Writing: *Index*: http://www.sciencemag.org/careers/1999/09/grants-and-grant-writing-index. Много источников по подготовке заявки и процессу рецензирования (в основном, для американских фондов).
Комментариев нет:
Отправить комментарий